Совет Приморско-Ахтарского городского поселения
29 марта 2024, 08:47

Адрес: 353860, Краснодарский край, г. Приморско-Ахтарск, Бульварная,78

Тел: 8(86143)3-13-83

E-mail: admin-gsp@mail.ru

Схема проезда

Режим работы

Рабочее время:

Пн - Чт: с 9:00 до 18:15 Пт: с 9:00 до 17:00

Перерыв:

Пн - Пт: с 13:00 до 14:00

Сб - Вс: выходные дни

Инициативное бюджетирование

Отчисления налогоплательщиков являются одним из ключевых источников формирования доходов бюджета. Среди граждан налогоплательщиков только единицы понимают, как функционирует бюджетная система, в связи с этим широко распространено мнение, что бюджетные средства используются не по назначению. Чтобы решить данную проблему, необходимо в первую очередь выстроить связь граждан с бюджетами различных уровней - муниципалитетов, регионов и даже страны. Поможет в этом инициативный бюджет.

Что такое инициативное бюджетирование (ИБ)?

Инициативное бюджетирование – это совокупность разнообразных, основанных на гражданской инициативе практик по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан в определении и выборе объектов расходования бюджетных средств, а также последующем контроле за реализацией отобранных проектов. Одновременно с этим ИБ является механизмом определения приоритетов в расходовании бюджетных средств с участием инициативных групп граждан.

Использование инициативного бюджетирования в России.

Использование инициативного бюджетирования в нашей стране началось в 2007 году вместе с появлением программы поддержки местных инициатив Всемирного банка. Далее появились такие программы как "Народный бюджет" и "Народная инициатива", а в 2012 году появилось "Партиципаторное бюджетирование" Европейского университета. Также в 2012 году комитетом гражданских инициатив был создан проект "Открытый бюджет" в целях обеспечения прозрачности бюджетного процесса регионов и бюджетных образований. Использование инициативного бюджетирования не противоречит российскому законодательству. Согласно ФЗ-131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также бюджетному кодексу РФ, распорядителем средств является муниципалитет. Вместе с тем, закон не регламентирует, кто и как будет определять, куда именно будут потрачены бюджетные деньги.

Что дает власти поддержка данных проектов?

Во-первых, с помощью инициативного бюджетирования решаются наиболее злободневные проблемы, вызывающие социальную напряженность.

Во-вторых, инициируется участие граждан в решении проблем местного значения через работу в бюджетных комиссиях, проектных командах, голосование при определении приоритетов расходования бюджетных средств и т. д.

В-третьих, обеспечивается софинансирование гражданами и бизнесом отобранных для реализации проектов. Кроме того, население, сопричастное к реализации отобранного проекта, осуществляет общественный контроль за его реализацией, последующей эксплуатацией и сохранностью построенных объектов. Повышается уровень доверия к власти за счет увеличения прозрачности управленческих решений и снижения уровня коррупции. Снижается угроза социальной напряженности. В целом же практика инициативного бюджетирования позволяет существенным образом увеличить эффективность расходования бюджетных средств.

Что получают граждане, участвуя в данных проектах?

Во-первых, возможность решать насущные проблемы.

Во-вторых, эффективный инструмент мобилизации совместных усилий, реализуемый при поддержке властных институтов.

В-третьих, значительное по объемам финансирование от государства на принципах софинансирования.

В-четвертых, возможность получать достоверную и своевременную информацию о бюджетном процессе на региональном и местном уровнях. 

Чаще всего поддерживаются и софинансируются проекты ремонта дорог и организации водоснабжения, далее следуют проекты ремонта объектов культурной инфраструктуры и благоустройства территории поселений, проекты обустройства мест отдыха и детских площадок и объектов спортивной инфраструктуры, завершают список проекты организации освещения, противопожарных мероприятий, благоустройства мест захоронений.

Как это работает?

Механизм работы прост, необходимо провести собрания инициативных групп населения, где решить вопрос о том, какой проект общественной инфраструктуры они считают приоритетным, и договориться о софинансировании. Затем подать заявки, которые будут рассматриваться на конкурсной основе. После проведения конкурса проектов будут проведены торги и заключены контракты. Сразу после этого начинается реализация проекта, который после завершения торжественно открывается. Правовой режим привлечения средств граждан и предприятий к финансированию проектов - один из основных вопросов реализации инициативного бюджетирования. Важно, кто инициирует проект. Если граждане - то поднимать вопрос о финансовом участии населения муниципалитета корректнее, чем в случае, когда инициатива исходит от руководства муниципального образования.

Привлекать средства граждан можно двумя способами:

  • самообложение граждан;
  • заключение договоров пожертвования с юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Однако, как показывает практика, не всегда для реализации проектов получается собрать необходимую сумму средств с населения, например в Богородицке (Тульская область) население приняло участие в реализации проекта по программе "Народный бюджет", вкладом не менее 8% общей стоимости. Собрать с населения 150–200 тыс. руб. было непросто, поэтому решили часть этих средств покрыть неоплачиваемым трудом. На субботниках жители города расчищали и выравнивали площадки, осуществляли планировку и отсыпку гравием и гранитной крошкой дорожек, ремонтировали беседки, собирали и устанавливали детский игровой городок, скамейки, урны, светильники. В результате вклад населения в виде денежных средств составил всего 29 тыс. руб., что в 5–8 раз меньше изначально запланированной суммы. Такой путь решения проблемы позволил сформировать желаемую вовлеченность населения, не имеющего достаточного уровня доходов, чтобы "участвовать рублем". Однако и в случае "трудового" вклада в проект обязательным является добровольность и инициативность каждого из участников.

Какие результаты ожидаются?

Как показывает практика, применением инициативного бюджетирования достигаются следующие эффекты:

  • рост удовлетворенности населения качеством социальных услуг;
  • минимизация иждивенческих настроений со стороны населения и активизация его участия в местном развитии, укрепление взаимного доверия населения и органов местного самоуправления;
  • эффективность бюджетных решений:

* проекты экономичнее из-за вовлечения населения, такие объекты бережнее эксплуатируются,

* методика инициативного бюджетирования - это управленческий инструмент, позволяющий выявлять самые острые и насущные вопросы на местах, часто невидимые из центра, требующие немедленного вмешательства.

Портал инициативного бюджетирования https://budget4me.ru/.