Инициативное бюджетирование
Отчисления налогоплательщиков являются одним из ключевых источников формирования доходов бюджета. Среди граждан налогоплательщиков только единицы понимают, как функционирует бюджетная система, в связи с этим широко распространено мнение, что бюджетные средства используются не по назначению. Чтобы решить данную проблему, необходимо в первую очередь выстроить связь граждан с бюджетами различных уровней - муниципалитетов, регионов и даже страны. Поможет в этом инициативный бюджет.
Что такое инициативное бюджетирование (ИБ)?
Инициативное бюджетирование – это совокупность разнообразных, основанных на гражданской инициативе практик по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан в определении и выборе объектов расходования бюджетных средств, а также последующем контроле за реализацией отобранных проектов. Одновременно с этим ИБ является механизмом определения приоритетов в расходовании бюджетных средств с участием инициативных групп граждан.
Использование инициативного бюджетирования в России.
Использование инициативного бюджетирования в нашей стране началось в 2007 году вместе с появлением программы поддержки местных инициатив Всемирного банка. Далее появились такие программы как "Народный бюджет" и "Народная инициатива", а в 2012 году появилось "Партиципаторное бюджетирование" Европейского университета. Также в 2012 году комитетом гражданских инициатив был создан проект "Открытый бюджет" в целях обеспечения прозрачности бюджетного процесса регионов и бюджетных образований. Использование инициативного бюджетирования не противоречит российскому законодательству. Согласно ФЗ-131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также бюджетному кодексу РФ, распорядителем средств является муниципалитет. Вместе с тем, закон не регламентирует, кто и как будет определять, куда именно будут потрачены бюджетные деньги.
Что дает власти поддержка данных проектов?
Во-первых, с помощью инициативного бюджетирования решаются наиболее злободневные проблемы, вызывающие социальную напряженность.
Во-вторых, инициируется участие граждан в решении проблем местного значения через работу в бюджетных комиссиях, проектных командах, голосование при определении приоритетов расходования бюджетных средств и т. д.
В-третьих, обеспечивается софинансирование гражданами и бизнесом отобранных для реализации проектов. Кроме того, население, сопричастное к реализации отобранного проекта, осуществляет общественный контроль за его реализацией, последующей эксплуатацией и сохранностью построенных объектов. Повышается уровень доверия к власти за счет увеличения прозрачности управленческих решений и снижения уровня коррупции. Снижается угроза социальной напряженности. В целом же практика инициативного бюджетирования позволяет существенным образом увеличить эффективность расходования бюджетных средств.
Что получают граждане, участвуя в данных проектах?
Во-первых, возможность решать насущные проблемы.
Во-вторых, эффективный инструмент мобилизации совместных усилий, реализуемый при поддержке властных институтов.
В-третьих, значительное по объемам финансирование от государства на принципах софинансирования.
В-четвертых, возможность получать достоверную и своевременную информацию о бюджетном процессе на региональном и местном уровнях.
Чаще всего поддерживаются и софинансируются проекты ремонта дорог и организации водоснабжения, далее следуют проекты ремонта объектов культурной инфраструктуры и благоустройства территории поселений, проекты обустройства мест отдыха и детских площадок и объектов спортивной инфраструктуры, завершают список проекты организации освещения, противопожарных мероприятий, благоустройства мест захоронений.
Как это работает?
Механизм работы прост, необходимо провести собрания инициативных групп населения, где решить вопрос о том, какой проект общественной инфраструктуры они считают приоритетным, и договориться о софинансировании. Затем подать заявки, которые будут рассматриваться на конкурсной основе. После проведения конкурса проектов будут проведены торги и заключены контракты. Сразу после этого начинается реализация проекта, который после завершения торжественно открывается. Правовой режим привлечения средств граждан и предприятий к финансированию проектов - один из основных вопросов реализации инициативного бюджетирования. Важно, кто инициирует проект. Если граждане - то поднимать вопрос о финансовом участии населения муниципалитета корректнее, чем в случае, когда инициатива исходит от руководства муниципального образования.
Привлекать средства граждан можно двумя способами:
- самообложение граждан;
- заключение договоров пожертвования с юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Однако, как показывает практика, не всегда для реализации проектов получается собрать необходимую сумму средств с населения, например в Богородицке (Тульская область) население приняло участие в реализации проекта по программе "Народный бюджет", вкладом не менее 8% общей стоимости. Собрать с населения 150–200 тыс. руб. было непросто, поэтому решили часть этих средств покрыть неоплачиваемым трудом. На субботниках жители города расчищали и выравнивали площадки, осуществляли планировку и отсыпку гравием и гранитной крошкой дорожек, ремонтировали беседки, собирали и устанавливали детский игровой городок, скамейки, урны, светильники. В результате вклад населения в виде денежных средств составил всего 29 тыс. руб., что в 5–8 раз меньше изначально запланированной суммы. Такой путь решения проблемы позволил сформировать желаемую вовлеченность населения, не имеющего достаточного уровня доходов, чтобы "участвовать рублем". Однако и в случае "трудового" вклада в проект обязательным является добровольность и инициативность каждого из участников.
Какие результаты ожидаются?
Как показывает практика, применением инициативного бюджетирования достигаются следующие эффекты:
- рост удовлетворенности населения качеством социальных услуг;
- минимизация иждивенческих настроений со стороны населения и активизация его участия в местном развитии, укрепление взаимного доверия населения и органов местного самоуправления;
- эффективность бюджетных решений:
* проекты экономичнее из-за вовлечения населения, такие объекты бережнее эксплуатируются,
* методика инициативного бюджетирования - это управленческий инструмент, позволяющий выявлять самые острые и насущные вопросы на местах, часто невидимые из центра, требующие немедленного вмешательства.
Портал инициативного бюджетирования https://budget4me.ru/.
21 декабря
На территории края АЧС21 декабря
Кражу раскрыли по горячим следам20 декабря
Выход на лёд строго запрещен!20 декабря
Приглашаем на новогодние праздники20 декабря
Казачата изучают историю Кубани20 декабря
Как уберечь свое жилище от квартирных краж20 декабря
Будьте бдительны и осторожны!Начало | Пред. | 662 663 664 665 666 | След. | Конец